Betonstavropol.ru

Бетон Ставрополь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кремлевская стена нарисованные кирпичи

Московский Кремль

Московский Кремль — крупнейшая действующая крепость в Европе. Кремли есть во многих городах, но только московский остается историческим, политическим и культовым центром города. А раньше он был суровой неприступной крепостью.

История не сохранила точного года появления Московского Кремля. Но уже в XII веке Юрий Долгорукий рассматривал Москву как форпост суздальского княжества, поэтому сразу задумался о строительстве крепости.

Кремль Долгорукого был крошечным: он умещался между современными Тайницкой, Троицкой и Боровицкой башнями. Его окружала деревянная стена длиной 1 200 метров.

Сначала эту крепость называли городом, а земли вокруг — посадом. Когда появился Китай-город, крепость переименовали в Старый город. И только после строительства в 1331 году Белого города крепость назвали Кремлем, что означало «крепость в центре города».

Слово Кремль» происходит от древнерусского «кром» или «кремнос» (твердый) — так называли центральную часть древних городов. Кремлевские крепостные стены и башни обычно ставили на самом высоком месте.

Слово «Кремль» также могло происходить от так называемого «кремленого» (прочного) дерева, из которого строили городские стены. А в 1873 году исследователь А.М. Кубарев предположил, что этот топоним мог прийти из греческого языка, где «кремнос» означает «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Московский Кремль действительно стоит на горе на крутом берегу реки, а слова «кремн» и «кремнос» могли попасть в русскую речь с греческим духовенством, прибывшим в Москву в конце 1320-х годов вместе с митрополитом Феогностом.

Московский Кремль стоит на Боровицком холме, на слиянии Москвы-реки и Неглинной. За стенами крепости площадью 9 гектар могли укрыться от опасности жители окружающих посадов.

Со временем посады росли. С ними росла и крепость. В XIV веке при Иване Калите построили новые стены Московского Кремля: снаружи деревянные, обмазанные глиной, внутри — каменные. С 1240 года Русь находилась под татаро-монгольским игом, а московские князья умудрялись в центре захваченной страны возводить новые крепости!

Кремль при Дмитрии Донском (после пожара 1365 года) построили уже из белого камня. Тогда стены имели длину почти 2 километра — на 200 метров короче нынешних.

Пожары и землетрясение 1446 года повредили крепость, и при Иване III в конце XV века Московский Кремль перестроили. Для этого пригласили итальянских архитекторов — специалистов по фортификации — Аристотеля Фиорованти, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо. Они строили не просто крепость, а святой город. Легендарный Царьград был заложен по трем углам на все стороны по семи верст , поэтому итальянские мастера с каждой стороны Московского Кремля поставили по 7 краснокирпичных башен (вместе с угловыми) и постарались сохранить одинаковое расстояние от центра — Успенского собора. В таком виде и в таких границах Московский Кремль дошел до наших дней.

Стены Кремля получились так хороши, что ими ни разу никто не овладел.

Два водных рубежа и склоны Боровицкого холма уже давали крепости стратегическое преимущество, а в XVI веке Кремль превратился в остров: вдоль северо-восточной стены вырыли канал, который соединил Неглинную и Москву-реку. Раньше всех построили южную стену крепости, так как она выходила к реке и имела важное стратегическое значение — здесь причаливали прибывшие по Москве-реке купеческие суда. Поэтому Иван III приказал убрать все постройки к югу от кремлевских стен — с того времени здесь ничего не строили, кроме земляных валов и бастионов.

В плане стены Кремля образуют неправильный треугольник площадью около 28 га. Снаружи они сложены из красного кирпича, но внутри выстроены из белого камня старых стен Кремля Дмитрия Донского, а для большей прочности залиты известью. Строили из полупудового кирпича (весом 8 кг). По пропорциям он напоминал большую буханку черного хлеба. Его еще называли двуручным, потому что для поднять можно было только двумя руками. При этом тогда кирпич на Руси был новшеством: раньше строили из белого камня и плинфы (чего-то среднего между кирпичом и плиткой).

Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 метров (в зависимости от рельефа), и в некоторых местах достигает высоты шестиэтажного дома. По периметру стен идет непрерывный ход шириной 2 метра, но снаружи его скрывают 1 045 зубцов-мерлонов. Эти М-образные зубцы — типичная черта итальянской фортификационной архитектуры (ими отмечали крепости сторонники императорской власти в Италии). В обиходе их называют «ласточкин хвост». Снизу зубцы кажутся небольшими, но их высота достигает 2,5 метров, а толщина — 65-70 сантиметров. Каждый зубец сложен из 600 полупудовых кирпичей, и почти во всех зубцах есть бойницы. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. Что ни зубец, то стрелец , — говорили в народе.

Стены Московского Кремля окружали слухи для подземных войн. Они защищали крепость от подкопов. Также под стенами была система тайных подземных ходов. В 1894 археолог Н.С. Щербатов обнаружил их почти под всеми башнями. Но его фотографии исчезли в 1920-х годах.

В Московском Кремле 20 башен. Они играли ключевую роль в наблюдении за подступами к крепости и в обороне. Многие из башен были проездными, с воротами. Но сейчас для проезда в Кремль открыты три: Спасская, Троицкая и Боровицкая.

Угловые башни имеют круглую или многогранную форму и внутри содержат потайные ходы и колодцы для снабжения крепости водой, а остальные башни — четырехугольные. Это объяснимо: угловые башни должны были «смотреть» во все внешние стороны, а остальные — вперед, так как с боков их прикрывали соседние. Также проездные башни дополнительно защищали отводные башни-стрельницы. Из них сохранилась только Кутафья.

Вообще в Средние века башни Московского Кремля выглядели иначе — у них не было шатровых завершений, но были деревянные дозорные вышки. Тогда крепость имела более суровый и неприступный характер. Сейчас стены и башни утратили оборонительное значение. Не сохранилась и двускатная крыша: она сгорела в XVIII веке.

К XVI веку Кремль в Москве приобрел вид грозной и неприступной крепости. Иностранцы называли его «замком» на Боровицком холме.

Кремль много раз был в центре политических и исторических событий. Здесь короновали русских царей и принимали иностранных послов. Здесь укрывались польские интервенты и открывшие им ворота бояре. Кремль пытался взорвать убегающий из Москвы Наполеон. Кремль собирались перестроить по грандиозному проекту Баженова.

В советское время в Московском Кремле разместилось правительство. Доступ на территорию закрыли, а недовольных «утихомирил» председатель ВЦИК Я. Свердлов.

За время правления советской власти архитектурный ансамбль Московского Кремля пострадал больше, чем за всю его историю. В начале XX века внутри Кремлевских стен было 54 сооружения. Сохранилось меньше половины. Например, в 1918 году по личному указанию В.И. Ленина снесли памятник великому князю Сергею Александровичу (его убили на Сенатской площади в феврале 1905 года), тогда же разрушили памятник Александру II (на его постаменте потом поставили памятник Ленину). А в 1922 из соборов Московского Кремля вывезли более 300 пудов серебра и 2 пудов золота, более 1 000 драгоценных камней, и даже раку патриарха Гермогена.

Читать еще:  Сопротивление стены теплопередаче кирпича

В Большом Кремлевском дворце проводили съезды Советов, в Золотой палате устроили кухню, в Грановитой — столовую. Малый Николаевский дворец превратился в клуб работников советских учреждений, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря открыли спортивный зал, в Чудовом монастыре — кремлевскую больницу. В 1930-х монастыри и Малый Николаевский дворец снесли, и вся восточная часть Кремля от Ивановской площади до Сената превратилась в руины.

Во время великой Отечественной войны Кремль был одной из главных целей воздушных бомбардировок Москвы. Но благодаря маскировке, крепость «исчезла».

Краснокирпичные стены перекрасили, а чтобы сымитировать отдельные здания, на них нарисовали окна и двери. Зубцы на вершине стен и звезды кремлевских башен накрыли фанерными крышами, а зеленые крыши покрасили под ржавчину.

Маскировка затруднила немецким летчикам поиск Кремля, но не спасла от бомбардировок. В советское время говорили, что на Кремль не упала ни одна бомба. На самом деле упали 15 фугасных и 150 мелких зажигательных. А в Арсенал попала бомба весом в тонну, и часть здания обрушилась. Прибывший позже в Кремль британский премьер-министр Черчилль, проходя мимо пролома, даже остановился и снял шляпу.

В 1955 году Московский Кремль частично открыли для посещения — он превратился в музей под открытым небом. Тогда же в Кремле запретили проживание (последние жители выписались в 1961 году).

В 1990 кремлевский ансамбль включили в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Одновременно Кремль стал правительственной резиденцией, но сохранил музейные функции. Поэтому на территории присутствуют сотрудники в форме, быстро наставляющие заплутавших туристов «на путь истинный». Но с каждым годом все больше уголков Кремля становятся открытыми для прогулок.

А еще Кремль часто снимают для кино. А в фильме «Третья Мещанская» можно даже увидеть Московский Кремль до сноса Чудова и Вознесенского монастырей.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Внутри стена состоит из булыжника и белого камня, они залиты известковым раствором.

Наверху стены проделан боевой ход, он огороженный с обороняемой стороны острыми двухугловыми зубцами, всего таких 1045 зубцов.

Башни вписались не только в архитектурный ансамбль Кремля, но и выполняли военно-оборонительную задачу, делая крепость одной из неприступных в Европе.

Всего в Кремлевской стене находится 18 башен. Три из них: Водовзводная, Беклемишевская и Арсенальная выходили за пределы стен, таким образом, обороняясь сдерживали нападение. Еще шесть, мощных, хорошо оснащенных с военной точки зрения являются проездными для оборонительных целей.

В середине XVII века четыре башни украсили имперскими двухглавыми орлами, замененные в 30-е годы советского времени на красные звезды с рубиновым покрытием. Тогда звезды поставили не на четыре, а на пять башен, добавив пятую звезду на Водовзводную башню.

Стена в XVIII-XX веках

В начале XVIII века река Неглинная была отведена дальше от западной стены, вдоль которой она текла изначально. Тогда же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1702—1736 годах для постройки здания арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная.

В 1771—1773 годах для строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. Подрыв Кремля французами (1812) нанёс стенам тяжёлый урон, особенно пострадали стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление укреплений проводились с 1817 по 1822 годы.

В 1866—1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым, Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. Вместе с тем многие аутентичные детали были тогда утрачены и заменены неточными копиями [1] .

Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931—1936 годах. Следующая реставрация стен и башен Кремля прошла в 1946—1953 годах. В её ходе были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты. В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы: И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. Д. Корин, Д. П. Сухов и другие [1] .

Рисуем!

Поскольку, любая стена состоит из камней, для начала порисуем камешки по отдельности.
Создаем новый файл и заливаем фон серым. Поскольку я стараюсь максимально приблизится к «живой» живописи, то слоями и ластиком пользуюсь крайне редко. Рисовать будем в одном слое. Ниже показано как я рисовал камни видов.

1. Обозначаю форму.

2. Размечаю основные неровности поверхности.

3. Меняя прозрачность кисти и выбирая цвет ярче и темнее, эксперементирую с поверхностью. Если говорить проще — хаотично мазюкаю кисточкой, при этом не забывая о рефлексах и краевом контрасте.

4. Добавляю немного цвета. В данном случае слегка мазюкаю зеленым.

В общем-то камни готовы. К фотореализму в этом уроке не стремлюсь. Хотелось получить нечто «около живописное». Если вы хотите получить фотореалистичное изображение, то вам потребуется слегка усложнить кисть (добавить текстуру и динамику) и выполнить кучу монотонной и по большей части ненужной работы. Также, не следует забывать о плановости. Если вы рисуете стену замка, расположеного на фоне за персонажем, то не требуется даже такой проработки камней. Если камень у вас на переднем плане, то стоит его проработать получше.

Ну и кусочек стены.

Финальный результат

Рисование кирпича

Если проводить тяжёлые работы нет возможности, но у человека имеется талант к живописи, можно нарисовать кирпичную стену. Конечно, данный вариант будет выглядеть не слишком естественно, но весьма эстетично и оригинально.

Для работы необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  • грунтовочный состав;
  • белая полупрозрачная акриловая краска;
  • текстурная краска кирпичного оттенка;
  • жёлтая краска;
  • кисти;
  • малярный скотч;
  • зубная щётка;
  • губка для мытья посуды.

Выполняют следующий алгоритм действий:

  1. Поверхность обрабатывают грунтовкой.
  2. Малярный скотч наклеивают для защиты участков, которые не должны быть запачканы краской.
  3. Когда грунтовка полностью высохнет, на стену белой краской и кистью наносят разметку, которая должна напоминать кирпичную кладку, то есть рисуют прямоугольники с размерами и формой кирпича.
  4. Эти элементы окрашивают при помощи губки, просто прикладывая её к стене. Получается фактурный рисунок, напоминающий пористую поверхность кирпича.
  5. Когда этот слой высохнет, берут зубную щётку, обмакивают её в жёлтую краску, проводят пальцем по щетинкам, разбрызгивая состав на стену, чтобы придать нарисованному кирпичу текстуру и более естественный вид.
Читать еще:  Облицовочный кирпич после стен

Преимуществом данного метода является доступность используемых материалов. К числу недостатков можно отнести то, что для выполнения работ требуются определённые художественные навыки.

Разрешение и согласование

После всех согласований в органах местного самоуправления нужно получить разрешение на изменение паспорта фасада здания. «В этом документе содержится информация о материале, способе отделки и цвете фасада, а также о его архитектурных деталях. Покраску должны проводить согласно паспорту фасада, поэтому в него нужно внести изменения», — объяснила юрист. Не лишним будет и поддержка депутатами всех уровней, городской администрацией и управляющей компанией, уточнил Соловьев.

Как прятали Кремль во время Великой Отечественной и другие хитрости, о которых не рассказывают учебники истории

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Николай Спиридонов, который в 1939 году был комендантом Московского Кремля, после начала Второй мировой, предложил свой план маскировки главного здания страны, о чем сообщил в записке в ЦК ВКП (б). Он был уверен, что при нападении с воздуха, Кремль окажется целью №1. Но руководство страны не приняло во внимание инициативу, и к моменту, когда война стала Отечественной, Москва сияла златоглавыми. В январе 1941 года в Москву все же стянули средства противовоздушной обороны, все 54 позиции, они были расставлены около Кремля для отражения возможных ударов с воздуха.

Когда Германия уже официально развязала войну с СССР, Спиридонов вновь повторяет свое письмо, на сей раз настаивает, чтобы его передали непосредственно Берия. В своем письме он говорит о необходимости немедленной разработке плана по маскировке Кремля, создание условий, при которых опознать его с воздуха было бы крайне затруднительно. Письмо было написано на 4 день после нападения Германии на СССР. К обращению был приложены наброски Бориса Иофана, которые он разработал вместе со своей группой архитекторов.

Предлагалось двигаться в двух направлениях:
• снять кресты, перекрашивание всех золоченых деталей – чтобы не блестели, кровлю и фасады перекрасить так, чтобы они визуально напоминали обычные городские кварталы;
• создать макеты, которые бы опять же создавали иллюзию обычных городских строений, в том числе ложный мост через Москва-реку;
Оба варианта объединяло то, что они должны были дезориентировать противника, который не смог бы сориентироваться и стрелять по отдельно стоящим зданиям, поскольку создавался бы эффект очень плотной городской застройки.

Поспешная маскировка под натиском врага

Несмотря на то, что комендант настаивал, план был предоставлен, руководство страны вовсе не спешило прятать Кремль. Да, воздушная оборона была направлена на защиту столицы, но обеспечить 100% гарантию не мог никто. К началу июля был разработан окончательный план, согласно которому с лица города должны были «исчезнуть» особо важные объекты. Это не только Кремль, но и оборонные заводы, водопроводные станции, телеграф, нефтехранилища, мосты. Было решено использовать оба варианта маскировки.

В российских архивах до сих пор хранятся макеты, которые использовались для маскировки, они достигают в длину 5 метров. Примечательно, что эта информация была засекречена вплоть до 2010 года. Сейчас эти рисунки, которые уберегли столицу, можно увидеть на выставках.

Все здания Красной площади были перекрашены как жилые дома, купола окрашены в серый, зеленые крыши тоже перекрасили в серый и расчертили как дороги. На Красной площади появились постройки из фанеры, для мавзолея был сшит огромный чехол, похожий на трехэтажный дом…

Стены Кремля тоже были разрисованы под окна и подъездные двери, звезды были выключены и покрыты чехлами, поверх зубцов уложили фанерные крыши, местами натянули полотнища, на которых были нарисованы крыши домов.

К работам были привлечены солдаты, за каждым полком была закреплен определенный объект и фронт работ. Колокольню Ивана Великого красили, например, при помощи альпинистов, впрочем, они были привлечены ко всем высотным работам. Если речь шла о каких-то особенно важных объектах, то на месте работали архитекторы.

Учитывая, что проект маскировки предполагал полное нарушение изначального плана города, работы было очень много, были задействованы коммунальные службы, которые меняли ландшафт города, домами-призраками застроили все парки, площади, скверы, по которым можно было бы восстановить карту города. Крыши домов имитировали дороги, а над настоящими были натянуты полотна, разрисованные под крыши. Соорудили даже ложный мост через реку.

Мавзолей замаскировали по максимуму, он был полностью «перестроен» фанерой, сверху появилось еще два этажа, однако даже случайной бомбы было бы достаточно чтобы уничтожить и сам Мавзолей, и тело вождя мирового пролетариата. Потому Владимира Ильича в начале июля спецрейсом отправили в Тюмень, обратно привезли лишь ранней весной 1945, когда стало ясно, что Победа не за горами.

Первый налет и его результаты

Учитывая тот факт, что маскировочный проект не был завершен к моменту первой бомбардировки, оказалось, что она все же была очень выигрышной затеей. Уже спустя месяц с начала войны самолетам удалось прорваться через заслон к Москве. Да, всего нескольким со стороны Смоленска. Это была целенаправленная атака, состоящая из 220 самолетов, ими управляли лучшие летчики, которые имели опыт обхода ПВО во время бомбежки других городов.

Тот факт, что Москва, за 5 часов бомбардировок потеряла 37 зданий и сохранила все ключевые позиции, говорит о том, что маскировка сработала. На территорию Кремля упало несколько бомб, серьезных нарушений не было. Одна из бомб, упавшая в Кремлевский дворец, пробив крышу, не взорвалась. Позже на чердаке Кремля нашли еще одну бомбу, которая тоже не сработала, похоже, что на защите Кремля стояли не только ПВО, маскировка, но и какие-то высшие силы. В нескольких метрах от Кремля упал фугас весом полцентнера и взорвался, оставив зияющую дыру, но, не разрушив никакие постройки. Еще несколько бомб были оперативно потушены сразу после падения.

После этой бомбардировки план маскировки был оперативно доделан, а в конце июля, первые лица армии лично пролетели над Москвой, дабы оценить результаты. Они, надо сказать, были впечатляющими, но замечания, конечно же, были. Так, были положительно оценены уже окрашенные здания, а вот те, что остались нетронутыми, сильно отличались на их фоне, поэтому было решено закрасить и Большой Кремлевский дворец, и первый корпус. Тогда же было решено переделать Александровский сад, разбить на массивы, сделать дороги и застроить зданиями-фейками. Замечания были учтены, и вскоре вся территория стала выглядеть совершенно иначе.

Читать еще:  Узел кирпичной стены с облицовкой кирпичом

Маскировка усилилась и менялась

После первой атаки стало ясно, что отныне они будут регулярными, так и произошло, если днем налетов практически не было – воздушная защита была очень мощной, то ближе к вечеру и до рассвета происходило до 5 налетов. Обычно, сначала сбрасывались зажигательные бомбы, а затем, уже, ориентируясь по освещению, полученным от них, скидывали фугас. При таком способе определить цель и попасть в нее в принципе достаточно сложно, но немецкие летчики со временем стали ориентироваться. Например, нарисованные «здания» не отбрасывали тени.

Осветительные бомбы тут же сбивались пулеметами или другими орудиями, пилотов ослепляли обычными прожекторами, к тому же зенитчики проводили постоянный обстрел, потому говорить о каком-то планомерном бомбардировании не приходилось, большинство бомб скидывалось хаотично, без конкретной цели. Москвичи самостоятельно подсвечивали некоторые муляжные здания, делая из них приманку для фашистских самолетов.

Москва продолжала застраиваться фанерными зданиями, они видоизменялись, переносились, то и дело натягивались сетки, высаживались деревья, дороги закрывались полотнами. Однако немецкие летчики, особенно наиболее подготовленные, могли распознать расположение Кремля, даже несмотря на маскировку по его треугольной форме и нахождению относительно заметного поворота Москва-реки. К тому же, у фашистов к этому времени была очень подробная карта города, сделанная с воздуха. Над столицей постоянно кружили самолеты-разведчики, проводившие съемку с воздуха, для того чтобы раздобыть актуальные сведения о расположении особых объектов. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что немецкой стороне было известно не только о месте расположения Кремля, но и о том, что он замаскирован, что постоянно вносятся изменения в постройки.

Зато пользовались успехом у немцев ложные объекты промпредприятий, которые специально подсвечивались, для создания пущей убедительности. Так, в Плетнихе лжеэлеватор собрал больше 3 тысяч бомб.

Сколько авиаударов выдержала Москва

Кремль за годы войны попал под бомбардировку 8 раз. Причем подавляющее количество авиаударов было нанесено в самом начале войны – в 1941 году – 5 раз, еще три раза бомбили Кремль в 1941 году. Самые сильные разрушения здания получило в 1941, были и человеческие жертвы. Немцы не особенно доверяли отчетам своих летчиков о результатах авиаударов, всегда следом высылался самолет-разведчик. Так, результаты последних очень разнились с отчетами первых. Несмотря на то, что летчики рапортовали о разрушенных спецобъектах, бомбы часто разрушали фанерные постройки на стадионах и парках.

К Москве в целом за годы войны прорывались 141 раз, сброшено было более 1600 бомб. Из всех самолетов, посланных в столицу, цели достигало лишь 3-4%. Более 15% были сбиты ПВО и зенитчиками.

Не стоит недооценивать и роль самих горожан, которые стояли на защите своих домов и города в целом, предотвращая пожары. После того как по городу раздавалась тревога, предупреждающая о воздушной тревоге, ни одна крыша не оставалась без дежурного. Причем это были добровольцы, которые выбирались из числа населения, как правило, согласно графику дежурства. Для наглядности: из 45 тысяч возгораний, возникших в результате авиабомбежки, почти 44 тысячи были потушены самими горожанами.

Лондонцы, к примеру, в панике разбегались, увидев даже осветительную бомбу, москвичи жеи умудрялись тушить их тряпками и другими подручными средствами. К примеру, лондонские пожарные не выезжали на вызов во время бомбежки, дожидались ее окончания, а вот их московские коллеги мчались на вызов сразу же.

Парад Победы в 1945 году

Маскировка перестала обновляться и застраиваться к концу 1942 года, но окончательно была снята лишь к параду Победы 1945 года. Тогда же вернули тело Ленина в Мавзолей, однако тогда коммунальщикам и архитекторам пришлось столкнуться с другой проблемой – краска въелась в стены зданий, а особенно в купола, поэтому для того чтобы вернуть столице первозданный облик, пришлось постараться. Но эта проблема была ничтожной по сравнению с тем, что отчасти, благодаря этим мерам, парад Победы проходил в практически не тронутой войной Москве.

Конечно, если сравнивать результативность, то маскировка столицы не идет в сравнение с работой ПВО и зенитчиков, которые прикрывали столицу с воздуха и два раза не допустили немецкие танки к сердцу страны. Но и маскировка вносила свою лепту и усложняла работу летчиков, которые и без этого были дезориентированы, в комплексе это дало отличные результаты.

Далеко не все решения, принятые во время войны, были столь удачными, большинство из них воспринимались тяжело, несмотря на то, что имели под собой веские основания, так, Сталин запретил призывать некоторые народы на войну, а некоторые и вовсе переселил. Что стало причиной такого поступка ?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кремль в XVIII веке и позднее

Во время правления Петра I Московский Кремль перестал быть царской резиденцией, так как император вместе со двором переехал в построенный Санкт- Петербург (до 1720 года — Санкт-Питер-Бурх). В 1701 году в Кремле произошел сильнейший пожар, в результате которого многие деревянные здания были уничтожены. В 1704 году Петр I издал указ, которым запретил возводить внутри Кремля любые строения из дерева. В 1702 году началось строительство двухэтажного здания Арсенала, которое продолжалось до 1736 года. При Елизавете Петровне было построено здание Зимнего дворца, по проекту итальянского архитектора В.В. Растрелли.

В 1812 году Московский Кремль был занят французской армией. При отступлении он был заминирован и взорван по личному распоряжению Наполеона. Не все заряды взорвались, но повреждения были очень существенными. Разрушенными оказались несколько башен, Арсенал, пристройки к колокольне Ивана Великого, повреждено здание Сената. Восстановительные работы были поручены архитектору Ф.К. Соколову.

В 1917 году во время октябрьского вооруженного восстания в Кремле были частично разрушены стены, башни и ряд зданий. Позднее под руководством архитектора Н.В. Марковникова были проведены реставрационные работы и ремонт поврежденных объектов.

Московский Кремль на протяжении всей своей долгой истории не раз перестраивался и восстанавливался. В строительстве храмов и общественных зданий принимали деятельное участие видные архитекторы, мастера как из России, так и из Италии. Сказать точно, кто построил Московский Кремль уже практически невозможно. Но нужно всегда помнить, что этот комплекс защищал столицу нашего государства на протяжении многих столетий и сейчас является центром политической жизни Российской Федерации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector