Betonstavropol.ru

Бетон Ставрополь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пилот едет под откос

Причины трагедии

Вечером 22 марта 1994 года лайнер Airbus A310 «Аэрофлота (РАЛ)» вылетел по маршруту Москва — Гонконг. Проходя в районе Междуреченска (в 00:58 по местному времени) самолет упал в лесу под поселком Малый Майзас.

Погибло 75 человек: 63 пассажира и 12 членов экипажа. Кроме россиян, на борту были граждане Китая, Гонконга, Индии, Великобритании и США. Известно, что этим рейсом летели герой Соцтруда Дмитрий Мельников и авангардный режиссер Игорь Алейников. Как отмечает Игорь Муромов в книге «100 великих авиакатастроф», пассажиры были «состоятельными людьми».

Причиной авиакатастрофы стал человеческий фактор — командир лайнера посадил за штурвал своего 15-летнего сына, действия подростка привели к отключению автопилота и крушению борта (падение с эшелона).

Последние три часа самолет летел без отклонений от плана, все системы работали исправно. Согласно акту расследования, в ночь катастрофы были «простые метеоусловия».

Фанат океана

Одни смирялись со статусом «невыездного», другие всеми силами пытались снять с себя клеймо.

В этих условиях возникло такое явление, как «невозвращенцы». Люди, получившие возможность выехать на Запад, принимали решение остаться там навсегда, порвав с Родиной.

История океанографа Станислава Курилова стоит особняком. Пожалуй, никто более не совершал столь странного и опасного побега из Советского Союза.

Он родился в Орджоникидзе, а детство провел в Семипалатинске, где «заболел океаном». Как это стало возможным в краях, максимально далеких от морских просторов, было загадкой даже для родных Станислава. Очевидно, помогли книги. В 10 лет он уже умел переплывать Иртыш, а в 15 отправился в Ленинград, собираясь стать моряком.

Но в юнги его не взяли, в мореходное училище не приняли из-за близорукости. Но Станислав был упрямым человеком. Отслужив армии, он поступил в Ленинградский гидрометеорологический институт по специальности «Океанология».

Курилов был настоящим фанатом океана — он освоил профессии водолаза и аквалангиста, был инструктором по глубоководному погружению в Институте биологии моря во Владивостоке

Помимо этого Станислав самостоятельно изучал йогу, причем добился в ней больших успехов. Ученый с легкостью мог спать на гвоздях, голодать в течение нескольких недель.

Такие блестящие способности позволили ему стать одним из тех, кому доверили испытания подводной лаборатории «Черномор». Курилов с товарищами трое суток провел на глубине 14 метров в районе Геленджика.

2. Синайский фантом

Калининградец Евгений Л. никогда не летал на самолётах. В «большую» Россию и Европу 32-летний парень добирается альтернативными способами: на поездах, автобусах или автомобилях попутчиков — их до локдауна 2020-го он искал в соцсетях или через специальные сервисы вроде BlaBlaCar, «Подвезу» или «Метнись кабанчиком».

«Неба боюсь с детства. Причина, как выяснил это с консультирующим психологом, в высокой впечатлительности. Что называется, наслушался страшилок про авиакатастрофы — у жертв слишком мало шансов что-то изменить и выжить».

Летом 2015-го семья калининградца рассуждала об отдыхе в Египте, пакетный тур на новогодние праздники искали заранее. В октябре на египетском Синае В Египте разбился российский пассажирский лайнер (дополняется)

На борту было 217 пассажиров

На том борту находились близкие моей крёстной, их не стало. Людей, их вещи находили частями. Мне трудно представить, с каким ужасом они столкнулись тогда. Это событие ещё раз стало подтверждением моих мыслей».

По словам Евгения, если вычеркнуть из своей жизни самолёты, можно неплохо сэкономить. Поездки с попутчиками, например, обходятся порядком дешевле — всё зависит от оговорённых условий, длины маршрута и цен на бензин. Когда речь идёт о билетах на поезд, «цена может уменьшиться в разы».

«Я понимаю, что вряд ли доберусь до США, Бразилии или Гонконга. Нужно плыть или ехать неделями. Но даже сто один удачный перелёт я проведу с мыслью: сегодня будем падать».

Отключение автопилота никто не заметил

В отличие от Яны, Эльдар явно чувствовал себя увереннее и проявлял интерес к пилотированию. Он спросил отца: «Этот крутить можно? Штурвал». Ярослав разрешил сделать примерно такой же маневр, как минутами ранее сделала его дочь. Но было важное отличие: Эльдар сам начал поворачивать штурвал. Самолет все так же летел на автопилоте, электроника реагировала на крены, удерживая лайнер в безопасных параметрах с помощью элеронов. Элероны — подвижные элементы, расположены на задней кромке крыла и отклоняются вверх-вниз.

Читать еще:  Откос двери внутри своими руками

Однако по достижении усилия на штурвале примерно в 11 килограммов автоматически отключился важный узел. Электроника перестала регулировать угол отклонения элеронов для компенсации крена, потому как воздействие на штурвал было слишком сильным. Теперь за крены отвечал летчик — вернее, Эльдар. В руководстве по эксплуатации Airbus A310 сказано, что «пересиливать» органы управления при активном автопилоте не следует: для этого сперва нужно перевести самолет в ручной режим. Само же частичное отключение автопилота на A310 сделано довольно незаметным: просто гаснет лампочка, без звуковой сигнализации.

Этого никто не заметил: 15-летний Эльдар попросту не знал особенностей управления A310 и причинно-следственных связей, а второй пилот, Пискарев, вероятно, не почувствовал изменения усилий на штурвале (они ослабли), потому как просто придерживал его. С момента частичного отключения автопилота начинается длинная цепочка событий, которая приведет к катастрофе.

В отчете комиссии сказано, что визуально штурвалы находились в близком к нейтральному положению. Таким образом, казалось, что они стоят прямо — но в реальности были чуть наклонены вправо. Самолет начал медленно крениться на правый бок. Что удивительно, первым неладное заподозрил Эльдар, а не три профессиональных летчика. Он спросил отца, который отвлекся на разговор с дочерью, почему самолет «поворачивается».

Еще удивительнее, что три пилота не сразу нашлись с ответом. Они упустили развитие ситуации, и хуже всего — до сих пор не знали, что автопилот уже не контролирует угол крена. Пискарев и Макаров предположили, что самолет вошел в зону ожидания и просто летает по кругу — на навигационном дисплее как раз появилась дуга. Однако самолет находился на высоте около 10 километров вдали от пункта назначения, и неясно, почему экипаж так быстро поверил в версию о выходе в зону ожидания. С другой стороны, разработчики системы автопилота допускали, что может возникнуть ложная траектория.

После Олимпиады-72 Лемешев не справился со славой: начал пить и попал в плохую компанию. Он забросил тренировки, и карьера пошла под откос

Олимпийский триумф Лемешев стал праздновать уже в отеле. Но тогда его никто не упрекал: 20-летний чемпион обмывает медаль – это казалось нормальным. Вот как вспоминал ту вечеринку тренер сборной СССР Юрий Радоняк:

«В Мюнхене вечером после финала я решил зайти в номер к Славе и Борису Кузнецову, который тоже стал чемпионом, и еще раз поздравить их с красивой победой. Слышу: за дверью уже вовсю отмечают успех. На стук никто не ответил, более того, погасили свет. Не стал настаивать – дело понятное: победу грех не обмыть. ».

Но после Олимпиады Лемешев не остановился: он стал национальным героем и на полную упивался статусом. Девушки, рестораны, алкоголь – боксер ни в чем себе не отказывал. Его часто приглашали на мероприятия, где каждый предлагал выпить за победу. И вечный праздник затянул Вячеслава – он уже не мог остановиться.

Через 2 месяца после Олимпиады боксер женился, но на свадьбе так быстро напился, что испугал тренера. Лев Сегалович был гостем и поразился тому, как много Лемешев пил.

«На этой свадьбе я впервые увидел, как Слава пьет водку – рюмку за рюмкой. Когда он сделал паузу и вышел из зала, я последовал за ним. Сейчас, думаю, отчитаю по полной программе, поскольку за столом при всех было неудобно.

Смотрю, а он еще и закурил. Подбежал, вырвал из рук сигарету, отругал как следует. Но, видимо, недостаточно. Это уже был не тот мальчик, с которым мы начинали заниматься боксом. Это был олимпийский чемпион. », – вспоминал Сегалович.

Шли месяцы, а Лемешев продолжал жить так, словно еще вчера выиграл Олимпиаду. Тренер сборной СССР Юрий Радоняк возмущался, почему Вячеслав не приходит на тренировки, но когда боксер появлялся, после пары занятий снова исчезал. Лемешев крепко пил и завел новых друзей – они тянули его в рестораны, поджидая прямо у входа в спортзал.

«Почему он пил? Трудно сказать. После победы в Мюнхене Слава был настолько популярен, что с ним по улице нельзя было спокойно пройти. Останавливали на каждом шагу. Просили автографы, бесконечно фотографировались.

Он мог выпить с кем угодно: с дворником, который подметал во дворе его дома, с сапожником, который вдруг узнал его, когда он сдавал ботинки в ремонт. Никому не отказывал. А со временем сложилась тесная компания «друзей», которая поджидала его у выхода из зала тяжелой атлетики ЦСКА, где проходили тренировки боксеров», – вспоминал коллега Виктор Рыбаков.

Читать еще:  Что обозначает слово откос

Поразительно, но Лемешев продолжал побеждать, даже не тренируясь. Он сильно пил, но стал чемпионом СССР в 1974-м и чемпионом Европы в 1975-м. При этом после Олимпиады у него болела правая рука: Вячеслав не мог бить в полную силу и менял тактику, чтобы больше использовать левую. Лемешев был настолько талантливым, что даже травма и нарушения режима не мешали ему побеждать.

«Естественно, я знал, что нарушать режим Слава продолжал и после свадьбы. Более того, стал пропускать тренировки. Но слишком талантливым он был боксером. Настолько, что я заставлял себя закрывать глаза на эти эпизоды, и спустя год я взял его на чемпионат Европы в Белград. И он там выиграл», – вспоминал тренер сборной Юрий Радоняк.

Алкоголь, нарушения режима и травмированная рука – с каждым годом Лемешев все меньше напоминал боксера, который выиграл Олимпиаду. В 1976-м на встрече СССР – США Лемешев с трудом, но одолел Майкла Спинкса – будущего победителя Олимпиады и чемпиона мира среди профессионалов. Вячеслав пил все больше, но был уверен, что все равно попадет на следующие Олимпийские игры. Но этого не случилось.

Отбор в команду проводился по результатам внутрисоюзных соревнований, а Лемешев всегда выступал на них хуже, чем заграницей. Вячеслав не мог настроиться на соревнования с соотечественниками – после Олимпиады ему не хватало мотивации. И хотя тренеры по-прежнему понимали, что боксер – талант, в него уже не верили.

На поездку в Канаду помимо Лемешева претендовали два боксера: Руфат Рискиев (тот самый, которому предпочли Вячеслава в 1972-м) и Анатолий Климанов. Тренеры решили взять обоих, а Лемешева отцепить – перед поездкой он проиграл Рискиеву (хотя и победил Климанова, который в свою очередь одолел Руфата). Но ставка тренеров не сыграла: Рискиев хоть и взял серебро, выступив лучше всех из советских боксеров, но без шансов проиграл Майклу Спинксу – тому самому, которого побеждал Лемешев.

Не попав на Олимпиаду, Вячеслав окончательно забросил спорт и ушел в запой. Его пытались вернуть на ринг, но тщетно – боксер не был похож на себя. Лемешеву было всего 27, но с этого момента началось его падение – он никогда больше не вернется на олимп и начнет спиваться.

«Мы теряем самого талантливого и самого несчастного боксера в мире. И ничего не можем с этим поделать. », – вспоминал говорил про Лемешева тренер Юрий Радоняк.

Попадания молний не приводят к катастрофам

— Одно могу с уверенностью сказать: «Суперджеты» — не хуже любого другого самолета, и смотреть на случившееся под углом «плохой самолет», «неисправный» или «ненадежный» — неправильно. Попадание молнии не приводят к катастрофам – это технический фактор, а за ним следует уже человеческий. И не забывайте о тех пассажирах, которые, вопреки инструкциям, вытаскивали свой багаж, мешая эвакуации других людей.

Сегодня в авиакомпаниях, которые используют «Суперджеты», все чаще наблюдаются случаи многодневных простоев этих лайнеров. По словам нашего собеседника, связано это с проблемой поставки запчастей – летать есть на чем, а чинить нечем.

— Плюс ко всему эти самолеты не большие – вместимость 75 человек, и большую часть занимает бизнес-класс. Для авиакомпаний это не выгодно, да и, как правило, расчет идет больше на эконом-класс. «Аэрофлот» сегодня — лидер по «Суперджетам», потому что компания частично государственная, вот и заставляют использовать эти самолеты, — говорит Михаил.

По статистике, ежегодно в каждый самолет попадает по несколько ударов молний. Происходить это может как при взлете или посадке, так и при преодолении грозового фронта. Сегодня почти все самолеты имеют защиту от электрических разрядов и приспособлены для полетов в любую погоду. Повредить удар молнии может корпус самолета лишь старого типа, без защиты от электрических разрядов, и может привести к пожару, порче обшивки и падению машины. Возможно выведение из строя бортовых электросетей самолета, навигационного оборудования. Этим рискам подвержены лишь устаревшие модели, а Sukhoi Superjet 100 в эксплуатации менее 10 лет.

Читать еще:  Откосы от армии по слуху

Что убило майора?

29 августа 2014 года, всего через месяц после катастрофы Boeing, Волошин чуть не угодил в плен к донецким ополченцам. В момент разгрома украинских карателей под Иловайском он был ведущим в паре штурмовиков Су-25, перед которой стояла задача пробить коридор для выхода ВСУ из «Иловайского котла».

На этот раз все было «по классике»: и туда, и назад Су-25 шли на предельно низкой высоте — 50 метров, чтобы не попасть под прицел ПЗРК. Однако самолет Волошина был сбит: штурмовик достали огнем из зенитных орудий. Пилоту удалось катапультироваться, однако он повредил правый локтевой сустав.

Затем он пешком добрался до заброшенного дома на окраинах Старобешево, где нашел гражданскую одежду и в ней вышел на территорию под контролем ВСУ. Кто знает: попади он в плен, может быть, история повернулась бы иначе? Так или иначе, в августе 2014 года Волошин мог стать лишь одним из многих украинских пленных — ведь о его участии в событиях «не того самолета» стало известно чуть позднее.

Лишь через четыре месяца, 22 декабря 2014 года, у России появились показания того самого «секретного свидетеля», бывшего военного техника Евгения Агапова, рассказавшего об истории Владислава Волошина.

В январе 2017 года Волошин увольняется из ВСУ, официально — в связи «с недостаточной зарплатой и неподходящими условиями». Однако уже через полгода он, не имея профильного образования, был назначен на должность заместителя генерального директора по авиационным вопросам «Николаевского международного аэропорта».

Уже 30 декабря 2017 года Волошин пересаживается в кресло исполняющего обязанности гендиректора этого немаленького предприятия. За какие заслуги? Неужели за «мастерские» атаки позиций донецких ополченцев? В это совершенно не верится: мало ли там было летчиков. Куда более правдоподобной выглядит версия тривиального подкупа. Кто-то очень сильно хотел, чтобы Волошин молчал, — вот и решено было купить это молчание хлебной должностью.

Казалось бы — вот оно, счастье. Воевал, практически как Маресьев «вышел к своим» (благо был август, поэтому лишь ушиб локтя, а не ампутация ног), подал в отставку, получил от государства шикарное место работы — хоть и «не по профилю», зато весьма престижное…

Но нет. 18 марта 2018 года около 13:30 Волошин кончает жизнь самоубийством в своей квартире в Николаеве выстрелом из пистолета Макарова. Что интересно, это не было его табельное или наградное оружие — ПМ оказался без номера, и проследить «путь» такого оружия очень трудно. Вторая странность того внезапного самоубийства — Волошин не оставил предсмертной записки и никого не обвинил в своей смерти. Да и вообще он не имел проблем со здоровьем или на работе, был счастлив в семье.

Сегодня в качестве оправдания версии самоубийства в украинских СМИ приводят загадочное сообщение Волошина, которое вынули из биллинга его телефона: «Я его не боюсь. Детей как-то без отца не охота оставлять. Хотя, суко, суицидальные наклонности, мысли, меня уже неделю не покидают». Заявляется, будто речь идет о некоем конфликтe, в который Волошин был вовлечен в конце своей жизни. Кого «не боялся» Волошин, неизвестно, да и собеседник бывшего летчика пожелал остаться неизвестным.

Увы, все ответы о своей жизни, смерти и страшном дне 17 июля 2014 года, ставшем переломным в жизни Волошина, он унес с собой в могилу. Или, что весьма вероятно с учетом ПМ без номера и слов «Я его не боюсь», — ему помогли унести. И теперь, к большому удобству следователей из голландской комиссии, они не смогут задать покойнику «не те вопросы».

Вполне возможно, впрочем, что Владислава Волошина убила собственная совесть. Еще раз вспомним первые его слова после возвращения из бушующего неба Донбасса, в котором днем 17 июля 2014 года развалился на части Boeing с тремя сотнями жизнями: «Самолет не тот». Ведь жить до старости, ощущая себя палачом или молчаливым свидетелем массовой казни, невыносимо.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector