Betonstavropol.ru

Бетон Ставрополь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лексическое значение слова откос

Вам будет интересно: Значение слова “франшиза” простыми словами

В качестве такового изучаемая лексема обозначает:

  • Относящийся к классицизму, под которым в данном случае понимается система образования, основанная на изучении классических языков древности, к которым относятся греческий и латынь. Например, речь может идти о классической гимназии или классическом образовании.
  • Тот, что является общепризнанным, созданным классиком. Например, классический труд по математике, классическая музыка.
  • Характерный для чего-либо, типичный. Например, классический образец расхлябанности.

    Однако это еще не все толкования. Далее будут рассмотрены и другие значения слова «классический».

    Определение понятия и способы объяснения значения слова

    Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.

    Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.

    Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также используют словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьный. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.

    Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.

    Подбор синонимов и антонимов также помогает понять, что означает то или иное слово.

    Однозначные и многозначные слова

    Одно и то же слов русского языка может называть разные предметы, признаки, действия. В таком случае слово имеет несколько лексических значений и называется многозначным. Слово, которое обозначает один предмет, признак, действие и, соответственно, имеет только одно лексическое, называется однозначным. Многозначные слова встречаются во всех самостоятельных частях речи, кроме числительных. Примеры многозначных слов: сковать цепь и сковать льдом пруд, лист дерева и лист бумаги, серебряный поднос и серебряный век.

    Одно- и многозначные слова в русском языке

    Как было сказано ранее, слово имеет план выражения (внешняя, звукобуквенная форма) и план содержания (значение).

    Если одному плану выражения соответствует только один план содержания – перед нами однозначное слово.

    Лингвисты называют это моносемией. Есть несколько категорий слов, которые обычно имеют только одно значение:

    1. Собственные имена. Иванов, Александр, Вологда, Россия.
    2. Неологизмы – слова, которые недавно вошли в словарный состав языка и ещё не успели «обрасти» вторичными значениями. Это могут быть как заимствованные, так и созданные внутри языка конструкции. Брексит, коронафейки, санизайзер, удаленка.
    3. Лексемы на обозначение узкопрофильных предметов, предметов специального употребления: автобус, бисер, бинокль.
    4. Термины. Одно из требований к созданию термина – его однозначность. Иногда это нарушается, но в теории они должны быть именно такими. Семантика, глагол, словосочетание, запятая.

    Если одному плану выражения соответствует более одного плана содержания, перед нами одно из двух явлений – полисемия (многозначность) или омонимия.

    Подробно разница между ними разобрана в теме о многозначных словах на нашем сайте. Если кратко, то определяющим является фактор наличия общей семы (оттенка значения) у двух слов. Даже филологу не всегда просто отделить омонимы от двух ЛЗС многозначного слова.

    Дело в том, что связь между ними может быть утеряна во времени, она не всегда очевидна. Лингвисты называют этот процесс «затемнением» внутренней формы слова. Если такой процесс приводит к тому, что большинство носителей языка не способно увидеть связь, стоит признать, что слова переходят в разряд омонимов.

    Существует и обратная связь. Когда одному плану содержания соответствует несколько планов выражения. То есть одно и то же значение может быть выражено разными словами. В таком случае речь идет о синонимии.

    Определение понятия и способы объяснения значения слова

    Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.

    Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.

    Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также использую словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьным. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.

    Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.

    Читать еще:  Угол естественного откоса апатита

    Подбор синонимов и антонимов также помогает опять, что означает то или иное слово.

    Лексическое и грамматическое значение

    Ученики 5-х классов, осваивая курс русского языка, знакомятся с большим количеством определений. Сталкиваясь с обилием терминов, дети часто не понимают их сути. Пятиклассник бойко дает определение, но теряется, если его надо воспроизвести своими словами. Происходит это не из-за того, что ученик плохо владеет навыком давать определения. Просто ребенок не понимает внутреннего наполнения явления, его сущности, формулировку же легко заучивает, подобно стихам или выражению на иностранном языке, – автоматически.

    Любой учебник 5-го класса предлагает ученику и учителю освоить тот понятийный аппарат, который, с одной стороны, немного знаком из курса начальной школы, с другой – еще не совсем понятен, так как в начальной школе не всегда даются определения языковых явлений. При этом уже известные вещи рассматриваются вновь, и, безусловно, делать это надо не только на новом научном уровне, но так, чтобы заинтересовать ученика, показать необычное в знакомом.

    Осуществляя такой подход к работе с терминами, мы можем по-новому раскрыть уже знакомое явление, пробудить интерес к нему, помочь в нем разобраться и глубже его постичь.

    К понятиям, которыми каждый пятиклассник должен свободно владеть, относятся термины лексическое и грамматическое значение.

    Обратимся к учебникам. Для примера возьмем традиционно используемый во многих школах учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.Т. Григоряна (1) и «Русский язык» под редакцией М.В. Панова (2), который или привлекается в качестве дополнительного материала, или служит основным учебником в ряде гимназий и школ с гуманитарными классами. Рассматриваемые термины в них встречаются при изучении тем: 1) «Лексика», «Словообразование. Морфемика»; 2) «Лексика», «Морфология».
    Посмотрим, какие определения лексического и грамматического значения в них предлагаются.
    В учебнике под ред. Т.А. Ладыженской читаем:

    «Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение. Например, у существительных можно определить род, падеж, число, у глаголов – время, лицо и число.

    «Русский язык» под ред. М.В. Панова предлагает следующий вариант:

    Елка – это вечнозеленое хвойное дерево с конусообразной хвоей и длинными чешуйчатыми шишками. Это основное значение слова елка. Оно обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда его произносим. Такое значение слова называется лексическим значением.

    Елка – это существительное женского рода в им. пад. ед. ч. Такие значения называются грамматическими значениями.

    Согласитесь, не очень удачно давать определение через пример, но зато суть раскрывается очень наглядно.

    Обратимся к энциклопедии «Русский язык», где даются общие определения.

    Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр.

    Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.

    Безусловно, такие определения никто не будет предлагать в 5-м классе.

    Поставив цель совместить принцип научного подхода с увлекательной подачей материала, чтобы таким образом помочь учащимся освоить его глубже, я использовала при изучении терминов лексическое и грамматическое значение знаменитую фразу Льва Владимировича Щербы.

    Уроки являются вводными к теме «Лексика» по учебнику под ред. Т.А. Ладыженской.

    О глокой куздре

    Урок 1

    1) познакомить с понятием лексическое и грамматическое значение;
    2) закрепить знание о частях речи;
    3) совершенствовать навык давать определения языковым явлениям своими словами.

    I. Вводная беседа.

    Вспомните, какие разделы науки о языке вы уже знаете, что вы уже изучали.
    Часто главным объектом нашего изучения было слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты.
    Как назвать все слова языка? (Лексика.)
    Вспомните название разделов языкознания и подумайте: есть ли у слова лексика еще значения?

    II. Работа со словарем.

    На доске записаны слова:

    Знаете ли вы смысл этих слов?
    Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем.)
    Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
    Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их как части речи и запишем выводы.

    колорит – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
    номинироваться – глагол, несов. в., I спр.
    лубочный – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.

    Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
    Скажите, есть ли еще другие слова, обладающие значением «печатающийся с лубков»?
    Значит, у слова лубочный уникальное значение, то есть такое, которым обладает лишь оно.
    Попробуйте подобрать слова с теми же характеристиками, как у прилагательного лубочный (см. запись выше). Много ли таких слов?

    Читать еще:  Балкон своими руками отделка откосов

    III. Формулирование понятий.

    Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.)
    Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.
    Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)
    Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.
    Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.

    IV. Закрепление материала.

    1) Запишите лексическое значение слов:

    кафтан, базироваться, взыскательный.

    2) Укажите грамматическое значение этих слов и приведите несколько (4–5) слов с аналогичным грамматическим значением.

    3) Рассмотрим словосочетание глокая куздра. Запишите его лексическое и грамматическое значение. Какое значение – лексическое или грамматическое – вы смогли записать? Что легче выполнить? Почему?
    Как вы думаете, будут ли эти слова в других словарях?
    Скажите: какая часть слова помогла вам узнать грамматическое значение слов?

    V. Проверка усвоенных знаний.

    1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое и лексическое значение.
    2) Чем они различаются?
    3) Какая морфема показывает грамматическое значение?
    4) Назовите слова по лексическому значению:

    требовательный, строгий. ;
    старинная долгополая мужская одежда.

    VI. Домашнее задание.

    1. Приготовьте рассказ, что такое лексическое и грамматическое значение.

    2. Установите лексическое значение слов: комфортабельный, конвейер, нежиться, ополченец, ополчиться, перечить, реверанс.

    3. Придумайте свои словосочетания (3–4) из слов, которые не имеют определенного лексического значения, но имеют грамматическое значение.

    При проверке данного задания выяснилось, что наибольшие трудности вызывает объяснение (не по словарю, а свое) лексического значения слов. Несомненно, предложенные примеры сложны, принадлежат пассивному словарному запасу, но одной из причин, почему именно такие слова были даны, стала необходимость понять, как (успешно или нет) будет проходить работа с трудными словами. Проблемы в основном возникли с существительными. Я полагаю, вызвано это тем, что для слов конвейер, ополченец нельзя подобрать синонимы, возможно лишь развернутое объяснение. Слово реверанс, имеющее синоним поклон, вызвало меньше трудностей. Такова и ситуация с глаголами. Подбирая синонимы, пятиклассники для себя определяли место конкретного глагола в ряду близких понятий.

    Урок 2

    1) закрепить понятие о лексическом и грамматическом значении;
    2) установить, как знания о лексическом и грамматическом значении помогут при изучении морфемики.

    I. Проверка домашнего задания.

    Прочитайте, какое лексическое значение имеют данные слова. Встретились ли среди них слова, в определениях которых были пометы, данные в скобках?
    Какое грамматическое значение имеют данные глаголы?
    Каких частей речи в словах, данных для анализа, было больше?
    Были ли слова, относящиеся к возвышенной лексике? Употребляемые в определенном контексте?

    II. Закрепление понятий лексическое и грамматическое значение.

    Расскажите, что такое лексическое значение и грамматическое значение на примере слов: бежать, бегун, расти, росточки.
    Расскажите, какое значение уникально для слова.
    Какое значение можно применить к группе слов?
    Послушайте текст.

    Шарада – это особая загадка, в которой надо отгадать слово по его частям.

    Первое – лоб.
    Второе – сто лет.
    Целое – разумное существо.

    Ответ: чело-век.

    Первые шарады появились еще в древнеримской литературе, но особенно их полюбили в XVIII веке.
    А теперь скажите: с чего начинается текст? (С того, что дается лексическое значение слова.)
    Это частый прием построения научного текста, в котором рассказывается о каком-либо неизвестном для читателя предмете, явлении.
    Запишем первое предложение, объясняя знаки препинания.
    Укажите грамматическое значение слова шарада. Есть ли в предложении слова с тем же грамматическим значением? (Загадка.)

    III. Освоение нового материала.

    Внимательно послушайте и подумайте, о чем это.

    Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

    Можно ли это понять? Почему?
    Эту фразу придумал для своих студентов известный лингвист Л.В. Щерба.
    (Раздаются листочки с этой фразой.)
    Можно ли понять, какие части речи использует Щерба, какие члены предложения?
    Почему мы это понимаем?
    Если мы внимательно проанализируем, по какой части слова мы его опознаем, увидим, что это окончание. Можно ли сказать, какая морфема связана с грамматическим значением? Мы видим, что окончание несет грамматическое значение слова.
    Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи?
    Изучите фразу; есть ли в ней однокоренные слова? Как это узнать? Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то эта морфема – носитель лексического значения.
    Как и от чего образуется слово бокренок?

    бокр 30 , и свутник повимил на бузень и намензил зантихнуть. Рвубатник зламеньзенье обслензил, и они квытко посюмали.

    Дмитрий Леонкин

    3. Вомил Турлют Фурклю: «Не потли по Мабраку без драбруса. В Мабраке паблы дотнуют. Скряпают. Праломей не сварзились».
    Но Фуркль не заушнил Турлюта. Потлал Фуркль во Мабрак без драбруса. Дуд Фуркля и скряпали. Но дуд сзизмал об удрамле Фуркля Турлют. Скошматила Турклют тукалку и попатлил к Мабраку, ради олил паблу и тикнул тухалкой по дуралке. Пазамался пабл и сдрукнул, а из дуралки пабла выпатлил Фуркль.

    Значение слова (примеры)

    В слове различаются его звуковое оформление (т. е. звуковой состав слова), его морфологическая структура и заключенный в нем смысл, или значение.

    Лексическое значение слова — это его содержание, т. е. соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности.

    Лексикой называется вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологией (греч. lexikos — словарный+ logos — учение).

    Различаются лексикология историческая, изучающая формирование словарного состава в его развитии, и лексикология описательная, занимающаяся вопросами значения слова, семантикой (греч. sema — знак), объемом и структурой словарного состава, стилистической характеристикой слов в современном языке и т. д.

    Значение слов отражает не всю совокупность познанных признаков, предметов и явлений, а лишь те из них, которые помогают отличать один предмет от другого. Так, если мы говорим: это птица, то нас в данном случае интересует лишь то, что перед нами разновидность летающих позвоночных животных, тело которых покрыто перьями, а передние конечности преобразованы в крылья. Эти признаки позволяют отличить птицу от других животных, например млекопитающих.

    В процессе совместной трудовой деятельности, в своей общественной практике люди познают предметы, качества, явления; и определенные признаки этих предметов, качеств или явлений действительности служат основой значения слова. Поэтому для пра вильного понимания значения слов необходимо широкое знакомство с общественной сферой, в которой слово существовало или су ществует.

    Лексическим значением обладают не все слова русского языка. Например, модальные слова, частицы, междометия, не имеющие непосредственной связи с явлениями действительности и лишенные соотнесенности с предметами, лексическим значением не обладают. Значения этих слов иные: они выражают различные чувства, показывают отношение говорящего к действительности и т. д.

    Слова, обладающие лексическим значением, отличаются друг от друга спецификой проявления этого значения.

    В современном русском языке выделяется три основных типа лексических значений слов: прямое, или номинативное, значение, фразеологически связанное значение и синтаксически обусловленное значение.

    Прямым или номинативным значение слова

    От (лат. потеп — имя), значение слова называется лексическое значение, непосредственно связанное с отражением явлений объективной действительности. У слов, обладающих прямым значением, их связи и отношения с другими словами определяются предметно-логическими закономерностями, а не законами лексической системы. Границы употребления слов с таким значением широки, их связи с другими словами разнообразны и свободны, они ограничены лишь предметно-логическими отношениями.

    Прямым (номинативным) значением обладают, например, слова рука, короткий, ходить и т. д. Первое из них называет предмет, второе — качество, третье — действие, отражая при этом явления объективной действительности.

    Слово рука может сочетаться со словами длинная, короткая, чистая, грязная, вымытая, немытая, загорелая, белая и т. д. Однако, исходя из предметно-логических отношений, нельзя соединить это слово, например, с такими словами, как глубокая, мелкая, делать, окно и т. д.

    Фразеологически связанным

    Значением слова называется лексическое значение, существующее только в устойчивых сочетаниях слов, которые определены и обусловлены не предметно-логическими отношениями, а внутренними законами лексической системы русского языка. Слова с такими значениями несвободны, их связи и отношения с другими словами ограниченны. Связь таких слов с предметами и явлениями объективной действительности не прямая, а опосредствованная.

    Фразеологически связанным является значение таких слов, как чревато, щекотливое и т.д., которые в современном языке могут быть соединены лишь с очень немногими словами: чревато последствиями, щекотливое положение (дело), щекотливый вопрос.

    Синтаксически обусловленным з начением слова

    Называется такое лексическое значение, которое про является в условиях определенного контекста, когда слово выполняет ту или иную синтаксическую роль, не свойственную ему при употреблении в прямом значении.

    Синтаксически обусловленным является, например, значение «очень вкусное» у слова объедение, выступающего в роли сказуемого: — Но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их резать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! (А.Н.Т.). Прямым значением этого слова является «неумеренность в пище»: [Антон Иванович] растолстел, щеки отекли от бездействия и объедения (Гонч.).

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector