Как пускали под откос советские эшелоны
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
3 августа 1943 года началась операция «Рельсовая война». Около 100 тыс. советских партизан приступили к уничтожению железнодорожных коммуникаций и подвижного состава на оккупированных нацистами территориях СССР. Диверсионная деятельность позволила сократить объём железнодорожных перевозок противника на 40% уже к осени. С сентября 1943-го по август 1944 года были проведены ещё два этапа операции — «Концерт» и «Багратион». По оценкам экспертов, «Рельсовая война» сыграла принципиально важную роль в поддержке наступления советских войск, переломившего ход Великой Отечественной войны. Как советские партизаны сорвали планы гитлеровцев — в материале RT.
Запасы взывчатки собрали огромные…
В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.
Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения. Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля.
Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает? Как минимум догадывались. А потому многие участки железной дороги они подготовили соответствующим образом. Чтобы избежать нападения, гитлеровцы, используя труд заключенных концлагерей, вырубили лес по обеим сторонам дороги, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна соорудили блиндажи с пулеметами. Караульная служба специально подготовленных охранных дивизий была организована круглосуточно, в некоторых местах установили мощные прожекторы, а там где их не было, согласно инструкции, чуть ли не ежеминутно запускали в небо осветительные ракеты. На подходах к полотну установили устрашающие плакаты: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, будут немедленно расстреляны!». Мосты и узловые пункты охранялись усиленными патрулями.
Можно ли было в таких, мягко говоря, неблагоприятных для партизан условиях провести операцию успешно? Без соответствующей подготовки очень сложно. Опытные инструкторы обращали внимание партизан на любую мелочь, ведь в реальном бою судьбу может решить даже незначительная ошибка. Помимо своих подопечных непосредственно в партизанских отрядах на Украине часто бывал и легендарный советский подрывник Илья Старинов. Он разрабатывал хитроумные способы для того, чтобы каждый фугас принес как можно больше вреда гитлеровцам.
Рассказывают, что Илья Григорьевич требовал не просто подрыва рельсов, а уничтожения при этом и железнодорожного состава. Это требовало повышенного риска, ибо нередко бывали случаи, когда перед особо ценным эшелоном фашисты пускали дрезины. И тем не менее партизаны находили выход из положения.
НАРОДНАЯ СМЕКАЛКА * мазали рельсы сосновой смолой. а грузин сбежавший из плена придумал колодки — и весь состав шел под откос
Партизанский клин – чудо оружие Советских партизан .
Все гениальное просто! Кусок железа, 25-50 килограмм весом, доступный к изготовлению в любой деревенской кузне, нанес немцам ущерба на миллиарды рейхсмарок, и унес жизни десятков тысяч оккупантов. Оружие, по соотношению цена/эффективность намного превзошло и легендарный танк т-34, и штурмовик ИЛ-2, и, наверное, даже знаменитую трехлинейку.
Клин Шавгулидзе установленный на рельсе
Данное устройство обеспечивало гарантированный сход с рельс любого состава. Причем наносило ущерба в разы больше чем самый мощный фугас.
Дело в том, что при подрыве паровоза с помощью взрывного устройства обрывались шланги пневматической тормозной системы. На всех вагонах опускались тормозные башмаки, и состав успевал остановиться. Под откос летел паровоз, тендер, и в самом лучшем случае несколько первых вагонов.
Партизанский клин оставлял пневмосистему целой, и весь состав гарантировано летел под откос. И чем выше была скорость, тем сильнее разрушения. А партизаны очень быстро научились ставить клинья на самых скоростных участках дороги.
Клин ставился усилиями нескольких человек за 5-10 минут, всего на два болта. Научиться этому под силу любому. Главное чтоб хватило сил донести его до железной дороги. Все таки весил он немало. Но это пожалуй единственный его недостаток.
Изобрел данное чудо оружие Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе.
Тенгиз Шангулидзе родился в 1913 году в городе Кутаиси, в семье железнодорожника. Уже с детства решил пойти по стопам отца. Поэтому неудивительно, что в 1937 году, Тенгиз закончил Московский институт железнодорожного транспорта. Работал по специальности. В 1940 году был призван на службу в РККА, в железнодорожные войска.
В августе 1941 года, во время боев за Украину, лейтенант Шавгулидзе попадает в плен. Несколько попыток побега.
Летом 1942 года, очередная попытка увенчалась успехом. Тенгиз Евгеньевич попадает к партизанам. В боевых действиях участия практически не принимает, работает мастером – оружейником.
Опираясь на железнодорожный опыт и инженерную смекалку, осенью 1942 года Тенгиз Шавгулидзе собирает первый прототип своего гениального изобретения.
Первый немецкий эшелон уходит под откос в декабре 1942 года. Эффект превзошел самые смелые ожидания!
Чертежи клина Шавгулидзе расходятся сначала по Белорусским партизанским отрядам, а затем по всем оккупированным территориям. Фашистские поезда летят под откос десятками!
Тенгиз Евгеньевич не собирается почивать на лаврах. Отказывается от эвакуации в Москву и продолжает изобретать.
У партизан огромный дефицит «карманной артиллерии» . Везти гранаты с «большой земли» не выгодно, занимают в самолете очень много места, намного эффективнее погрузить просто взрывчатку. Трофейных гранат крайне мало.
Тенгиз Евгеньевич решает эту проблему. Изготавливает партизанские гранаты и обрезков водопроводных труб. По некоторым оценкам, гранаты Шавгулидзе превосходили по эффективности штатную гранату Красной Армии РГ-33.
Чертежи гранаты так же массово рассылаются по всем партизанским отрядам.
Но и этого Шавгулидзе мало. Он озадачивается настоящей переносной артиллерией. И в 1943 году представляет на суд командования гранатомет – ПРГШ-43 (Партизанский Ружейный Гранатомет Шавгулидзе)
На обрез трехлинейки Шавгулидзе сажает гильзу от сорокопятки, которая служит направляющей для гранаты собственной разработки . Выстрел производился холостым патроном. Эффективная дальность работы гранатомета до 300 метров .
Партизаны существенно увеличили огневую мощь без потери мобильности. К 1 января 1944 года в партизанских отрядах Минского соединения находились на вооружение более 120 гранатометов ПРГШ-43.
За свои изобретения Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе награжден Сталинской премией, орденом Красной Звезды и медалью «Партизану отечественной войны»
После войны трудился в НИИ Железнодорожного Транспорта. Возглавлял КБ Приборов Московского метрополитена. Заслуженный изобретатель РС ФСР, 85 авторских свидетельств.
партизанский отряд Щерса
партизанская бригада Пархоменко
партизаны за работой
ГЕНИЙ ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ Шавгудлидзе, морозы и гнев народа победили фашизм, общественное устройство
Клин Шавгулидзе
Однажды я оказался в небольшой деревеньке под Руденском и случайно подслушал разговор двух полицаев. Сидя на лавочке около участка, они обсуждали проезд через местную железную дорогу эшелона с военной техникой и провиантом. В тот же день я рассказал об этом отцу.
В то время партизаны по всей стране уже вовсю вели рельсовую войну. Здесь нужно особо отметить изобретательность советских бойцов, которые придумали уничтожать вражеские составы с максимальным эффектом.
В самом начале войны на железной дороге мы работали так: выдергивали из шпал костыли, а рельсы разводили в стороны. При этом использовался специальный лом с раздвоенным наконечником по типу автомобильной монтировки. Партизаны называли его «лапа». Но надо сказать, что у этого метода было много недостатков. Во-первых, для такой работы была необходима большая физическая сила — вырвать костыль и разомкнуть рельсы в одиночку мог лишь настоящий богатырь. И появляться на рельсах даже небольшой группой было опасно — заметят. Вот тогда и появилось на свет изобретение Тенгиза Шавгулидзе.
До войны он работал в депо паровозным слесарем в Кутаиси, был помощником машиниста. Затем выучился на инженера. В конце лета 41-го он прибыл с несколькими боевыми товарищами в партизанский отряд генерал-майора Константинова в Минской области. Человека с конструкторскими навыками, конечно же, сразу заметили и назначили на должность специалиста по подрывной деятельности. Первое, что сделал партизанский умелец, — предложил пускать под откос эшелоны врага по принципу железнодорожной переводной стрелки.
Приспособление это весом около 18–20 килограммов состояло из клина и откосной рейки строго по размеру железнодорожного рельса. На крепление этого устройства требовалось всего несколько минут. Когда поезд наезжал на клин, переднее колесо накатывалось на наклонную плоскость как на трамплин. Поднимаясь по ней, колеса паровоза и вагонов по откосной рейке переводились с внутренней на наружную сторону рельса — и эшелон шел под откос.
Веселая ночь
Вечером 29 июля Крылович заступил на дежурство станционным монтером. Мины лежали на дне переносного ящика с инструментом. Ближе к полуночи в Осиповичи пришел эшелон с бензином — вскоре он должен был отправиться на юг, в сторону Курска. Федор решил, что цель подходящая — план действий у него уже был заготовлен. Он незаметно вывел из строя семафор в вагонном парке, куда отогнали состав, а затем по команде дежурного по станции уже официально отправился его чинить.Его сопровождал немецкий солдат, но подпольщик улучил момент и прикрепил мины к двум цистернам. Сработать они должны были, когда поезд уйдет со станции. Устранив неисправность, монтер вернулся на свой пост, а после смены ушел домой.
Войти в историю мировых диверсий Федору помогла случайность: немцы вернули в вагонный парк уже готовый к отправлению состав. Взрывы прогремели ранним утром, пожар охватил соседние эшелоны с боеприпасами и бронетехникой, на станции начался ад. Пламя бушевало 10 часов, полностью сгорели четыре состава, пять паровозов, пять танков «Тигр» и «Пантера», 63 вагона с боеприпасами, 12 — с продовольствием. Детонация снарядов разворотила пути, уничтожила угольный кран и водокачку, станция Осиповичи надолго вышла из строя. Испугавшись взрывов, разбежалась охрана расположенного по соседству концлагеря, а его арестанты пробрались в лес, к партизанам.
Как воевали ОМСБОНовцы
Из подразделения постоянно выделялись и забрасывались на оккупированные территории диверсионные группы, численностью от 10 до 30 человек. На их основе затем формировались мощные партизанские отряды из красноармейцев-окруженцев, и из местного населения.
Бойцы ОМСБОН, появляясь неожиданно, «из ниоткуда», взрывали мосты и железнодорожные пути, пускали под откос эшелоны, уничтожали склады и обозы врага, и также быстро скрывались. Пришлось им повоевать и в окопах, на передовой. В решающий час, самое тяжёлое время битвы за Москву, миномётная и противотанковая роты ОМСБОН постоянно перебрасывались с одного опасного участка фронта на другой, помогая сдерживать натиск солдат оси.
Первой опергруппой из состава ОМСБОН, заброшенной в тыл врага в начале сентября 1941 года, стал отряд «Митя», под командованием опытного чекиста Дмитрия Николаевича Медведева. В рейде, который продолжался до января 1942 года, группа Медведева организовала, укрепила и активизировала работу нескольких партизанских отрядов в Орловской, Брянской и Могилёвской областях. С ними потом долго, упорно и малоуспешно боролись оккупанты.
Когда Дмитрий Медведев был ранен, ему помогал идти прославленный боксёр Николай Королёв. Их неожиданно окружили немцы. Они сделали вид, что сдаются. Когда немцы вели Королёва к блиндажу, в котором были их офицеры, советский боксёр, выбрав удачный момент, напал на вооружённых конвоиров и нокаутировал их. А затем сорвал с одного из них гранату и бросил её в блиндаж. Пользуясь суматохой, Николай Королёв смог не только скрыться, но и спасти в итоге раненого командира.
Мода на антисоветчину
— Алексиевич хочет быть в тренде. Сейчас в Европе растут антироссийские настроения и принято все советское очернять. Например, говорить, мол, красноармейцы такие же преступники, как и гитлеровская армия, а то и хуже. Писательница следит за трендами, как девушки в Instagram. В молодости эта дама пела хвалебные оды КПСС и Феликсу Дзержинскому, потому что тогда была другая мода. Сейчас времена изменились, и Алексиевич говорит другие вещи, — рассказал белорусский политолог Кирилл Аверьянов-Минский.
Не менее возмутительными кажутся слова писательницы, что «при немцах у крестьян впервые в горшке появился кусок мяса, а при Сталине все забирали». Надо ей напомнить: согласно плану «Ост» Гитлер хотел полностью очистить Белоруссию от белорусов и заселить ее германскими колонистами. По мнению фюрера, немцам не хватало жизненного пространства, и его нужно забрать у покоренных народов. Если бы у него все получилось, тогда бы никакой Светланы Алексиевич не было!
Оккупанты творили ужасные зверства: использовали детей в качестве доноров крови, насиловали, расстреливали без разбора, грабили. Местное население привлекалось к расчистке заминированных участков, было «живым щитом» в боевых операциях против партизан и регулярных войск. Из БССР для работ в Германию были угнаны около 400 тыс. человек. Из них вернулись менее половины. Вот вам и «освободители с кусками мяса»!
— В Белоруссии все ее слова воспринимаются очень негативно. Там тема коллаборационизма и антипартизанские высказывания не находят никакого положительного отклика у населения. Заявления писательницы уже никого не удивляют, она давно встала на карикатурные русофобские позиции, — подчеркнул Аверьянов-Минский.
Цитата
Светлана Алексиевич. «Меч и пламя революции». — Журнал «Неман», 1977 г. — №9.
«Ловлю себя на мысли, что мне все время хочется цитировать Дзержинского. Его дневники. Его письма. И делаю из-за влюбленности в его личность, в слово, им сказанное, в мысли, им прочувствованные. Когда у меня вырастет сын, мы обязательно приедем на эту землю вместе, чтобы поклониться неумирающему духу того, чье имя — Феликс Дзержинский — «меч и пламя» пролетарской революции».