Betonstavropol.ru

Бетон Ставрополь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бровка откоса что такое

Дороги железные и автотранспортные должны иметь пологие подъемы и спуски или, иначе говоря, пологие продольные уклоны. Для этой цели приходится выравнивать поверхность земли с помощью насыпей и выемок.

Насыпи дорожные — это сооружение из отсыпанного на поверхности земли грунта с приданием ему определенных очертаний, как на рисунке 5 (а). Выемкам дорог также придается определенное профильное очертание, как на рисунке 5 (б).

Уклоном называется отношение между высотой превышения одной точки местности над другой и расстоянием между этими двумя точками, как на рис. 6:

Если разделить высоту АБ на длину БВ, то получим величину уклона линии местности АВ.

Если длина линии АБ равна 10 м, а длина БВ равна 100 м, то уклон будет равен 10_100=1/10 (0,1). Чаще всего уклоны измеряются в процентах. Если уклон равен 0,10, то можно написать, что он равен 10%.

Боковые поверхности насыпей и выемок делаются наклонными и называются откосами. Крутизна откосов зависит от высоты насыпи или глубины выемки и от того, из какого грунта возводится насыпь или в каком грунте закладывается выемка. Крутизна откоса должна быть не меньше естественного откоса грунта. Крутизна откоса обозначается дробью: 1:2, 1:1,5 и т. д. Это значит, что на каждый метр высоты насыпи (или глубины выемки) надо иметь 2 или 1,5 м заложения откоса, как указано на рисунке 7 снизу:

Верхняя точка откоса называется бровкой насыпи или выемки. Если насыпь отсыпается не из привезенного грунта, а из грунта взятого на месте, в непосредственной близости к насыпи, то такая выемка грунта для насыпи называется резервом. Резерв обычно закладывается с нагорной стороны в этом случае используется для отвода воды, проникающие к насыпи с нагорной стороны. Резервы закладываются и с двух сторон, если объем насыпи значителен.

Если грунт из выемки не транспортируется в полезную насыпь, то его укладывают в некотором расстоянии от выемки в насыпь, называемую кавальером. Кавальер можно увидеть на рисунке 5.

Для того чтобы в выемку и под основание насыпи не попадала поверхностная вода, с нагорной стороны устраиваются нагорные канавы, собирающие воду. Кроме того внутри самих выемок устраиваются канавы, собирающие воду, стекающую с откосов выемки. Называются эти канавы кюветами.

С нагорной стороны у насыпей и выемок устраиваются присыпки земли, не допускающие воду к сооружению. Эти присыпки называются банкетами (рис. 5).

Бермой называется площадка между бровкой выемки и подошвой откоса выброшенного из нее грунта или подошвой банкета или кавальера (рис 5).

Типы берм [ править | править код ]

  • Предохранительная берма предназначена для повышения устойчивости и уменьшения генерального угла откоса борта карьера, а также для предотвращения случайного выпадение кусков породы на расположенные ниже уступы. Ширина предохранительной бермы по правилам безопасности должна быть не менее 30 % высоты уступа, но и не менее размера, достаточного для размещения на берме оборудования необходимого для погрузки и транспортировки упавших кусков породы.
  • Транспортная берма предназначена для размещения транспортных путей, которые соединяют рабочие площадки уступов с капитальными траншеями. Транспортную берму, которая объединяет несколько уступов, называют связующей.
  • Берма безопасности — часть верхней площадки уступа, ширина которого равна размеру основания призмы обрушения.

Поиск бровки

Только герои сказок, закинув невод прямо с берега в синее море, могут поймать «Золотую Рыбку». В реальности рыба изворотлива и хитра. Рыбак должен тщательно изучить подводный рельеф, найти то самое место, где будет клёв. Для этого нужна хорошая лодка, ловкость, смелость и здоровое упорство.

Матерые рыбаки разработали несколько верных способов, как можно найти бровку на реке.

Визуально

Самый легкий способ поиска – визуальный. Он не требует особых навыков, только острое зрение и знания.

Сквозь прозрачную воду рисунок дна можно рассмотреть без всякой вспомогательной техники.

Обнаружить бровку помогает насыщенность цвета поверхности воды. Более глубокие места, где слой воды толще, приобретают темный цвет, на мелководье цвет воды светлее. Чем резче меняется уровень дна, тем яснее виден излом. Его следует искать там, где проходит граница цвета.

Еще одним опознавательным признаком считается камыш, корни которого находятся на глубине 1,5-2 м. Если заросли равномерно густые, глаз сразу выделит незаросшие полянки. Очевидно, что по границе их роста проходит бровка. Этот способ не сработает, если камыш растет слишком редко.

Существуют другие внешние признаки, по которым опытные специалисты находят бровки и ямы. Например, визуально определяют границу между быстрым и медленным течением.

Прощупывание дна


Случается, что вода в реке мутная, по-болотному темная, торфяно-коричневая. Тогда поможет один из методов прощупывания.

Проводка

Под проводкой понимают постепенное проглаживание дна грузиком (фидером). Это занимает много времени, зато позволяет полностью ознакомиться с рельефом водоема.

К концу крепкой лески привязывают груз в форме капли – он меньше цепляется, и забрасывают в интересующую сторону. Дождавшись, когда капля достигнет нижней точки, осторожно подтягивают обратно. По ощущениям в руках определяют, по какой поверхности движется грузик. Если леска дрожит, грузик движется по камням или ракушкам. Если она подматывается туго, грузик застревает так, что приходится периодически приподнимать фидер, значит, бровка найдена. Закидывать нужно много раз. Каждый заброс покажет что-то новое на карте подводного ландшафта, добавит опыта рыбаку. К тому же под водой могут лежать крупные камни, неопытный человек может обмануться.

Новичкам советуют сначала попробовать применить этот метод на суше. Найти подходящую местность и закинуть удочку в неглубокий овраг или за пологий холм. Это поможет наглядно увидеть, какие препятствия мешают грузику двигаться. Стоит помнить, что в воде двигать предметы гораздо легче, чем на суше. Хорошую чувствительность имеет плетеный шнур.

Простукивание

Простукивание применяется тогда, когда область лова определена, осталось найти удобную точку лова. Из-за неравномерного режима проверки, данный метод еще называют джиговой проводкой. Для него чаще применяют не фидер, а спиннинг.

Здесь вновь используют грузик-каплю. Его крепят к леске и забрасывают в примеченное место. Почувствовав дно, подматывают леску на 3-4 оборота. Отпускают катушку, ждут, пока груз опуститься, считают секунды. Потом повторяют процедуру еще несколько раз.

Если время опускания не менялось, значит, изменения глубины нет. Если промежутки равномерно увеличивались, груз опускался в углубление. Если, наоборот, уменьшались, под водой скрывается подъем. Резкое изменения засеченного времени показывает бровку: короткое падение относится к верхней, длинное – к нижней.

Место расположения перепада отмечают, сохраняя длину лески такой, как она была в момент удачного заброса.

Читать еще:  Как выложить откосы двери плиткой

Для двух этих методов можно использовать специальный инструмент, называемый лот. Это длинная веревка или шнур с грузом на одном конце. По всей его длине нанесена разметка, позволяющая сразу определять глубину, расстояние до места заброса.

Опытные рыбаки, определив свою точку, в памяти привязывают ее к какому-нибудь объекту, расположенному на берегу напротив ямы.

Эхолот

Прогресс не стоит на месте, на помощь рыбакам приходит электроника. Состоящие из блока питания, датчика и экрана, эхолоты могут не только достоверно отображать рельеф водоема, но даже находить рыбу на глубине до 40 м. С его помощью вы легко найдете бровку на дне реки.

Аппараты крепятся к борту катера или легкой надувной лодки. Они защищены водонепроницаемым корпусом. Обычно эхолоты используют, когда ловлю планируют в труднодоступных удаленных местах водоема. Питание подводится от обычных батареек или от аккумуляторной батареи. Можно заранее подзаряжать их в автомобиле. Есть модели, к которым можно подключить несколько датчиков температуры и скорости.

Начинающим рыболовам рекомендуют пользоваться всеми доступными методами изучения дна, чтобы получать разносторонний опыт. Это пригодится, если нет своего постоянного места. Со временем навыки нахождения бровки улучшаются, вырабатываются особые личные приемы ловли.

Почему нужно ловить на бровке?

Любая неровность дна должна быть объектом пристального внимания рыболова. Ведь верхние и нижние линии этих неровностей, собственно, и являются бровками. Бровка — это место скопления рыб и ее интенсивной кормежки. Кроме того, она служит укрытием как для хищной, так и для мирной рыбы. На реках с достаточно быстрым течением нижняя бровка также становится местом отдыха, где скорость течения заметно ниже.

На нижней части свала всегда скапливается корм, который приносит течением, как речным, так и прибойным или отбойным береговым. Поэтому, перемещаясь по водоему, рыба всегда останавливается в таких местах.

Трасса, план и продольный профиль пути

Трасса железнодорожной линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотна. Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом, а развертка трассы на вертикальную плоскость — продольным профилем линии.
Полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути и других устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков и лесонасаждений, носит название полосы отвода.
Процесс прокладки трассы в ходе проектирования называется трассированием линии. Идеальной была бы трасса, представляющая собой прямую в плане и пологий спуск в грузовом направлении — в профиле. Однако это не всегда возможно из-за необходимости подхода к населенным пунктам, обхода естественных препятствий (горы, озера, болота и т.п.), наличия неровностей земной поверхности и стремления удешевить строительство линии. Поэтому план железнодорожной линии проектируют в виде сочетания прямолинейных участков и кривых, а продольный профиль — в виде горизонтальных участков, называемых площадками, и наклонных, именуемых уклонами.

Профиль железнодорожной линии

Кривые малого радиуса вызывают необходимость снижения скорости движения и удлинения линии, повышают сопротивление движению, боковой износ рельсов и колес подвижного состава, ухудшают видимость. Плохая видимость в кривых малого радиуса затрудняет ведение поездов машинистами локомотивов, требует привлечения дополнительного числа сигналистов для обеспечения безопасности при выполнении работ по содержанию и ремонту пути и контактной сети. Поэтому при проектировании новых железных дорог в зависимости от категории линии и местных условий выбирают радиусы кривых, в зависимости от категории железнодорожных линий.
Продольный профиль линии характеризуется крутизной уклонов его элементов и их длиной. Крутизна i, измеряемая в тысячных долях, представляет собой частное от деления разности h отметок конечных точек элемента профиля на его длину l, т. е. равна тангенсу угла наклона а элемента профиля к горизонту.

От крутизны уклона зависит масса поезда, поэтому при проектировании железных дорог стремятся обеспечить возможно меньшее ее значение.
Одним из основных параметров железнодорожной линии является ее руководящий уклон, представляющий собой наибольший затяжной подъем, по величине которого устанавливают норму массы поезда при одиночной тяге и минимальной расчетной скорости движения. В сложных топографических условиях, когда на протяжении не менее перегона уклон местности значительно превышает руководящий, применяют так называемый уклон кратной тяги, который поезд расчетной массы проходит с несколькими локомотивами.

Значение пути в работе железных дорог, его основные элементы

Железнодорожный путь — это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. От состояния пути зависят непрерывность и безопасность движения поездов, а также эффективность использования технических средств железных дорог.
К путевому хозяйству железнодорожного транспорта относятся собственно путь со всеми его сооружениями и устройствами, а также комплекс производственных подразделений и хозяйственных предприятий, предназначенных для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного пути и проведения его планово-предупредительного ремонта. Структурными подразделениями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений и путевые машинные станции.
Путевое хозяйство — одна из наиболее важных отраслей железнодорожного транспорта, от которой в значительной мере зависит выполнение перевозочного процесса. Удельный вес путевого хозяйства в системе железнодорожного транспорта весьма значителен: на его долю приходится более 50 % всех основных средств железных дорог и свыше 20 % общей численности работников.
Железнодорожный путь состоит из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение пути включает в себя земляное полотно (насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки) и искусственные сооружения (мосты, тоннели, трубы, подпорные стены и др.). К верхнему строению пути относятся балластный слой, шпалы, мостовые и переводные брусья, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, глухие пересечения.
Железнодорожный путь функционирует при различных погодных условиях, воспринимая большие нагрузки от проходящих поездов. При этом согласно ПТЭ все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение пассажирских и грузовых поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Для выполнения указанных требований постоянно проводятся работы по усилению несущей способности и надежности всех элементов пути: широко применяются термически упрочненные рельсы тяжелых типов, новые конструкции рельсовых скреплений, бесстыковой путь, железобетонные шпалы, новые конструкции стрелочных переводов и др.

Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства

Земляное полотно представляет собой комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки поверхности земли и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно на поверхность земли путь не укладывают из-за наличия неровностей.
Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и долговечным, требующим минимальных расходов на его устройство, содержание и ремонт и обеспечивающим возможность механизации работ. Выполнение указанных требований достигается правильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплотнением, приданием земляному полотну очертаний, способствующих надежному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.
Разрез, перпендикулярный продольной оси пути, называется поперечным профилем земляного полотна. В зависимости от формы поперечного профиля земляное полотно может представлять собой насыпь, выемку, полунасыпь, полувыемку или полунасыпь-полувыемку.
Типовой нормальный профиль насыпи приведен на рис. 8. Верхняя часть, на которую укладывают балласт, шпалы и рельсы, на­зывается основной площадкой. На однопутных линиях основная пло­щадка имеет форму трапеции с шириной верхней части 2,3 м и высотой 0,15 м, а на двухпутных — форму равнобедренного треугольника высотой 0,2 м. Такое очертание основной площадки спо­собствует стоку воды, проникающей через балластный слой во время дождя и таяния снега.

Читать еще:  Чем можно утеплить откосы входной двери

На двух- и многопутных линиях ширина основной площадки увеличивается на расстояние между осями крайних путей (на двух­путных линиях — на 4,1 м, а на трехпутных — на 9,1 м).
Полоса земли, на которую опирается насыпь, является ее основанием. Линия пересечения основной площадки с откосом называется бровкой земляного полотна, а откоса с основанием — подошвой откоса. Высотой насыпи считается расстояние от уровня бровок до ее основания по оси.
Отвод поверхностных вод от насыпей, сооружаемых из привозного грунта, осуществляется с помощью продольных водоотводных канав шириной (по дну) и глубиной не менее 0,6 м, которые при поперечном уклоне местности до 0,04 сооружаются с обеих сторон, а при большем уклоне — только с нагорной стороны.
Если насыпь возводится из местного грунта, находящегося рядом с ней, то для отвода воды от полотна используются образующиеся при этом спланированные углубления, называемые резервами. Дну резервов и водоотводных канав придают продольный уклон не менее 0,002.
Полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва называется бермой. Со стороны будущего второго пути на однопутных линиях ширина бермы составляет не менее 7,1 м, а с противоположной стороны — не менее 3 м. Для обеспечения отвода воды от насыпи берма имеет уклон 0,02 . 0,04.
Типовой поперечный профиль выемки приведен на рис.9. Основная площадка выемки имеет такие же размеры, как у насыпи. С каждой стороны основной площадки земляного полотна в выемках создают продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами. Они характеризуются следующими минимальными значениями параметров: глубина 0,6 м, ширина (по дну) 0,4 м и про­дольный уклон дна 0,002.
Удаленный при сооружении выемки грунт, не используемый для создания насыпи в другом месте, укладывают за откосом выемки с нагорной стороны в правильные призмы, называемые кавальерами. Для перехвата и отвода притекающих к выемке поверхностных вод за кавальерами сооружают нагорные канавы, а на полосе между кавальером и бровкой откоса выемки отсыпают банкет с поперечным уклоном в сторону от откоса для отвода воды в забанкетную канаву.

В неустойчивых грунтах, а также в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов устраивают лотки, которые могут быть железобетонными, бетонными, каменными или деревянными, а по форме — трапецеидальными, прямоугольными, полукруглыми и треугольными.

Искусственные сооружения, их виды и назначение

Искусственные сооружения обеспечивают возможность пересечения железной дорогой водных преград, других железнодорожных линий, автодорог, глубоких ущелий, горных хребтов, застроенных городских территорий, а также безопасный переход людей через пути и устойчивость земляного полотна в сложных геологических и гидрологических условиях.
К искусственным сооружениям относятся мосты, трубы, тоннели, подпорные стены, регуляционные сооружения, галереи, селе-спуски и др. При пересечении железной дорогой рек, каналов, ручьев и оврагов создают мосты или трубы.
Мост состоит из пролетных строений, являющихся основанием для пути, и опор, поддерживающих пролетные строения и передающих давление на грунт.

Береговые опоры моста называют устоями, а промежуточные — быками. Мост разделяется опорами на пролеты. Пролетное строение включает в себя главные фермы, соединяющие их конструкции, проезжую часть и мостовое полотно. В фермах различают верхний и нижний пояса, к одному из которых прикрепляют поперечные балки, а к ним — продольные балки, образующие проезжую часть.
Если проезжая часть располагается на уровне верхнего пояса, мост называют с ездой поверху, если на уровне нижнего — с ездой понизу; кроме того, может быть конструкция моста с ездой посередине. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки и эстакады.
Путепроводы строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают независимый и безопасный пропуск транспорта благодаря пересечению дорог на разных уровнях.

Виадуки сооружают вместо обычной высокой насыпи при пересечении железной дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий.
Эстакады создают вместо больших насыпей в городах, где они меньше стесняют улицы и обеспечивают проезд и проход под ними, а также возводят на подходах к большим мостам через реки с широкими поймами при разливе воды.
Трубы применяют при пересечении железной дорогой небольших водотоков или суходолов. По виду материала различают каменные, металлические, бетонные и железобетонные трубы.

При пересечении горных хребтов вместо глубоких выемок сооружают тоннели. Их создают и для безопасного перехода людей через железнодорожные пути на станциях и остановочных пунктах пригородных поездов.

Тоннель представляет собой искусственное сооружение для прокладки пути под землей. Транспортные тоннели по их месторасположению разделяют на горные, подводные и городские. Пространство, образовавшееся после удаления породы при сооружении тоннеля, называется тоннельной выработкой, а конструкция, служащая для ее закрепления, — обделкой. В слабых грунтах во избежание обвала в тоннелях несущую обделку обычно выполняют из железобетона или бетона, а в тяжелых гидрогеологических условияхиз металла.
Для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна на крутых косогорах, берегах рек и морей служат подпорные стены, а при подходах к большим мостам для защиты их опор от подмыва при паводках и повреждения льдом — регуляционные сооружения, состоящие из водонаправляющих грушевидных и шпоровидных дамб и траверс, откосы которых со стороны реки укрепляют каменным мощением или бетонными плитами.
В горах, в местах возможных обвалов, сооружают специальные галереи, а в местах возможного схода грязекаменных (селевых) потоков — селеспуски.
Наиболее распространенными видами искусственных сооружений являются мосты и трубы (более 92 %). Протяженность искусственных сооружений составляет в среднем менее 1,5 % общей длины пути, однако их доля в стоимости железной дороги равна почти 10 %, поэтому их проектируют в расчете на длительный срок службы. Необходимо, чтобы они были простыми и дешевыми в эксплуатации и вместе с тем обеспечивали безопасное и бесперебойное движение поездов с наибольшей скоростью, установлен­ной для данного участка.

Читать еще:  Катиться под откос синонимы

Образование оползня, как избежать оползней, внешние признаки оползневого склона

Оползни – это процессы сдвижения грунтовых масс на природных склонах балок, оврагов, крутых берегов речек и морей, а также на искусственных откосах выемок, котлованов и траншей.

Образование и внешние признаки оползневого склона, как избежать оползней?

Сдвижение (смещение) грунтовых масс происходит под действием силы тяжести, давления поверхностных и подземных вод на верхние слои земной коры, фото 1.

Фото 1. Оползни и их последствия

В пределах жилой застройки оползни очень опасны, так как приводят к печальным последствиям:

  • разрушения зданий и сооружений;
  • гибели людей и животных;
  • разрушения транспортных коммуникаций: железной дороги, автодороги, трубопроводы.

Основные внешние признаки оползневого склона

  1. Наличие «пьяного леса» (наклонное положение ствола, направленное в сторону склона), разрывы стволов деревьев, наличие больших трещин вдоль ствола.
  2. Наклонное положение (заметные отклонения от вертикали) столбов различных коммуникаций.
  3. Наклон заборов, стен домов.
  4. Возникновение трещин в области отмостки и грунте.
  5. Возникновение трещин в грунте на бровке склона.
  6. Возникновение грунтовых бугров в нижней зоне склона.
  7. Заметное повышение влажности в зоне подошвы склона, образование заболоченных участков, выход под склоном источников воды и пр.
  8. Образование оползневых уступов (террас).

Фото 2. Признаки оползней

Какие бывают причины возникновения оползней?

  1. Естественные природные процессы:
  • наводнения;
  • увлажнение склона вследствие выпадения большого количества осадков;
  • землетрясения;
  • выветривание грунтов склона;
  • подмыв склонов естественными водоемами (реки, моря и пр.).
  1. Деятельность человека:
  • дополнительная нагрузка на склон при строительстве зданий и сооружений;
  • динамические и статические нагрузки на склон от железнодорожного и автотранспорта;
  • вырубка лесов (растительности) на склонах;
  • подрезка части склона без проведения мероприятий по его укреплению;
  • выполнение глубоких котлованов и траншей без закрепления их стенок;
  • замачивание склонов в результате аварий водонесущих сетей (водопровод, канализация).

Из чего состоит оползень?

Оползневой склон состоит из следующих элементов, фото 3:

  • поверхность скольжения.
  • подошва оползня (базис оползня).
  • бровка срыва оползня.
  • оползневое тело (массив оползня).
  • оползневые террасы.

Фото 3. Схема оползня: а) общая схема оползня; б) основные составляющие оползня (по Ананьеву)

Факторы, влияющие на вероятность образования оползней

  1. Чем выше склон и его больше угол наклона, тем большая вероятность образование оползня.
  2. Глинистые склоны наиболее подвержены образованию оползней, особенно при их сильном увлажнении выпадающими осадками. Так, например, при наличии в составе грунтов потенциально оползневого склона 50% глинистых фракций и влажности более 26% свидетельствует о возникновении и начале сползания грунтовых масс.
  3. Прохождения относительно быстротекущей реки вблизи склона (приводит к образованию эрозии грунта, подмыву склона).

Чтобы более точно определить вероятность образования оползней на конкретном склоне следует произвести обследования склона, отбор грунтов, и расчет устойчивости склона.

В зависимости от меры опасности оползни разделяются на 4 категории

1 категория – Склоны повышенной опасности образования оползней.

Признаки:

  • на поверхности склонов наличие горизонтальных трещин с вертикальным смещением;
  • максимальные горизонтальные напряжения возникают в нижней части склона (подошва), которые превышают в 4…4,5 раза напряжения в верхней части склона.

2 категория — Склоны с меньшей опасностью образования оползней.

Признаки:

  • наличие в теле оползня трещин с горизонтальным раскрытием;
  • максимальные напряжения находятся в средней соне склона.

3 категория – Склоны с потенциальной опасностью образования оползней.

Признаки:

  • отсутствие в теле оползня трещин с горизонтальным раскрытием;
  • наличие концентрации напряжений в более половины длины склона в его осевой части.

4 категория. Склоны без вероятности образования оползней.

Признаки:

  • отсутствие в теле оползня трещин с горизонтальным раскрытием;
  • наличие зоны концентрации напряжений, которая не превышает 1/3 длины склона.

Важно! Следует знать, что оползни возникают лишь на склонах с уклоном более 15° (26,79%).

Как избежать возникновение оползня?

Приведем самые распространенные мероприятия направленные на предотвращения образования и остановки оползней. Все мероприятия условно можно разделить на 2 группы:

  • активные мероприятия;
  • пассивные мероприятия – направленные на предупреждение возникновения оползней.

К пассивным мероприятиям относится:

  1. Ограничения деятельности человека в области расположения склона, а именно:
  • действие запрета на подрез, подсыпок и строительства в зоне расположения склона;
  • не допущения выполнения подрывных работ;
  • действие запрета на вырубку леса и кустарников на склоне;
  • запрет на сброс воды.
  1. Ограничение движения транспорта по грузоподъемности или снижение скорости движения, особенно это касается железнодорожного транспорта.

К активным мероприятиям относится:

  1. Мероприятия по устранению разных воздействий, приводящих к возникновению оползней:
  • устройство дренажей для отвода подземных вод и понижения их уровня;
  • укрепление берегов рек и морей;
  • посадка зеленых насаждений на оползневых склонах.
  1. Мероприятия, направленные на сдерживания оползня, фото 4:
  • установка сдерживающих свай в тело оползневого массива;
  • бурение скважин в области подошвы склона (приводят к осушению и снижению уровня грунтовых вод, что часто стабилизирует склон), фото 5.

Фото 4. Установка сдерживающих свай в тело массива склона: а) свайное поле; б) устройство подпорной стены на сваях: 1 – грунт основания; 2 – плоскость скольжения; 3 – сваи; 4 – поверхность склона; 5 – слой фильтрационной (дренажной) засыпки; 6 – подпорная стена; 7 – устройство водоотведения

Фото 5. Бурение скважин в области подошвы склона и в других местах

Заднеприводный автомобиль

Заднеприводные машины побеждают бровку хуже. У них центр тяжести смешен в базу, из-за чего при добавлении тяги на заднюю ось автомобиль может испытывать еще больший разворачивающий момент. Правое ведущее колесо начнет зарываться и пробуксовывать, а левое на асфальте окажется без тяги за счет срабатывания дифференциала. Машина при добавлении газа рискует пойти в сторону кювета.

В этом случае необходимо плавно притормаживать и без газа с помощью руля выводить машину на асфальт. Если песок на обочине настолько рыхлый, что сильно схватывает рулевые передние колеса, то можно сбрасывать скорость до тех пор, пока автомобиль не остановится. Главное — не крутить «баранку» в разные стороны слишком сильно. Это является главной причиной многих аварий.

Всегда представляйте, куда смотрят передние колеса. И если они направлены на дорогу, то там и окажется машина, когда проблемный участок обочины будет пройден. Если же их с перепугу направить в кювет, то автомобиль поедет именно туда.

В общем, эффект «закусывания бровки» возникает не всегда. Дороги улучшаются, и их обочины засыпаются гравием. Но иногда на второстепенных узких дорогах еще есть проблемные обочины, ко встрече с которыми надо быть готовыми. А сильнее всего эффект при попадании в снежный сугроб на краю проезжей части.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector